Научная и космическая фантастика. История развития в 20 веке

В начале 20-го века история научной фантастики приобрела огромный оборот благодаря появлению кинофильмов и распространению журналов. Писатели-фантасты создали смелые, новые концепции, космическая фантастика не была выделена в отдельное направление, и на том этапе объединялась термином научная фантастика, хотя сюжеты нового жанра литературы были довольно часто связанны с космической тематикой, межпланетными путешествиями, нашествиями инопланетян, звездными и галактическими войнами.

Научная и космическая фантастика. История развития в 20 веке

Первым научно-фантастическим фильмом был «Путешествие на Луну», выпущенный в 1902 году. Трудно представить, что через четыре года после «Войны миров» Х. Г. Уэллса вышел этот удивительный фильм. Так мало времени прошло между этими двумя вехами в научной фантастике.

В то время как «Путешествие на Луну» может показаться скучным для современной аудитории, в то время аудитория была ошеломлена. Это действительно было не похоже ни на что, что они когда-либо видели. Хоть и дорого, но это стоило вложений.

Многие немые научно-фантастические фильмы возникли в первые годы кино. Механический Человек (1921) был ранней попыткой представить робота-убийцу. Но два немых научно-фантастических фильма, которые изменили историю научной фантастики, — это «Затерянный мир» (1925) и «Метрополис Фрица Ланга» (1927).

Затерянный мир — экранизация одноименной истории сэра Артура Конан Дойля. Фильм и история следуют за тем же сюжетом, показывая путешественников, обнаруживающих остров, где бродят динозавры. Это был первый раз, когда кто-то пытался показать динозавров, используя анимацию остановки движения. Спецэффекты были сделаны Уиллисом О’Брайеном, который позже сделает эффекты в классическом фильме монстра Кинг Конг (1933).

Но, возможно, более важным для жанра научной фантастики является «Метрополис» Фрица Ланга, который, возможно, остается одним из самых влиятельных научно-фантастических фильмов всех времен. Фильм рассказывает о футуристическом городе, где сверхбогатые и рабочий класс разделены — очевидная метафора немецкой экономики после Первой мировой войны, когда после Версальского договора страна рухнула. Опять же, как и Уэллс, Лэнг использует научную фантастику как комментарий к современным социальным проблемам. Главная цель главного героя, вместе с его возлюбленной Марией, состоит в том, чтобы преодолеть разрыв между богатыми и бедными на благо города.

Тем временем создается робот по имени Хель, который, принимая физическую форму Марии, погружая бесчисленное количество людей в безумие.

Помимо того, что «Метрополис» является просто хорошо рассказанной историей, он играет важную роль в истории научной фантастики и, опять же, является первым фильмом такого рода. Несколько кинематографистов, в особенности Джордж Лукас и Ридли Скотт, будут рисовать из Метрополиса при создании своих собственных фантастических эпопей.

Однако, в отличие от «Полета на Луну» и «Затерянного мира», «Метрополис» не стал хитом. Люди не хотели социальной темы в данный момент. Нет, люди хотели отправиться в космос и увидеть, как оживают динозавры. Они мало интересовались мегаполисами.

К 1912 году бесчисленные писатели опубликовали приключенческие истории — в основном, вестерны. Один молодой писатель, опубликовав несколько случайных работ в течение своей жизни, решил попробовать писать в старом стиле. Его попытка написания привела к созданию саги, которая изменит историю научной фантастики.

Писателя звали Эдгар Райс Берроуз, будущий создатель Тарзана. И эта история была «Принцесса Марса», серия из 11 книг, в которой рассказывается о приключениях солдата Конфедерации Джона Картера и его приключениях на планете Марс.

Поскольку эта тема становится все более и более интересной для тогдашней современной аудитории, все больше и больше людей черпают вдохновение у Берроуза, и пишут свои собственные истории о героях в чужих мирах. Эти истории стали называться «планетарными романами».

Опять же, это были едва ли первые истории такого рода. Истории людей, путешествующих в/из других миров, существовали давно, в течение сотен лет, с момента появления научной фантастики. Однако именно здесь начали появляться определенные архетипы.

В планетарных романах фигурировали сильные герои с челюстями, которые сражались с инопланетянами и роботами, спасали дев и исследовали неизведанные территории. Многие из этих историй, к сожалению, свернули на проблемную территорию. Многие из инопланетян были слабо завуалированными расовыми стереотипами. К его чести, Берроуз пытался избежать этих стереотипов. Многие из его хороших инопланетян были цветными людьми.

Работы Берроуза впоследствии вдохновили на создание таких персонажей, как Бак Роджерс и Флэш Гордон, которые заполняли комиксы и экраны фильмов на долгие годы. И, да, Джордж Лукас позже также использовал этих парней при создании «Звездных войн». Почти все в эту эпоху неизбежно приведет к Звездным войнам. Историю научной фантастики действительно можно разделить между тем, что повлияло на «Звездные войны» и сами «Звездные войны».

Писатели в это время смотрели на звезды и видели потенциал для приключенческих историй. По крайней мере, большинство так делало. Был один писатель, который смотрел на звезды и видел темную пустоту космоса. И, по-своему, он оказался таким же жизненно важным для жанра научной фантастики, как Эдгар Райс Берроуз.

Говард Филлипс Лавкрафт запрыгнул на научно-фантастический поезд странным образом. В отличие от многих других писателей-фантастов, он не вырос, читая Х. Г. Уэллса или Жюля Верна. Он читал Эдгара Аллена По и читал о космосе только в научных учебниках. Но там, где другие мальчики выросли, мечтая о возможности приключений среди звезд, идея космоса испугала его. Бесконечная пропасть с бесчисленными звездами? Каково было значение человека во вселенной, столь же холодной и обширной, как эта?

Сочетая свой экзистенциальный страх со своей любовью к По, Лавкрафт написал несколько коротких рассказов между 1917 и 1935 годами, которые навсегда изменили жанр научной фантастики, сочетая научную фантастику с готическим ужасом.

Его истории были посвящены инопланетным формам жизни, настолько гигантским и непостижимым, что их было достаточно, чтобы привести человека в безумие. Лавкрафт не был оптимистом. Помимо Великих Древних и Внешних Богов, Лавкрафт писал об инопланетных существах, которые жили вне временных ограничений, которые могли бы поменяться разумом с человеком, инопланетянами, живущими на планете Плутон, которые могли жить вечно и путешествовать в новые миры, извлекая свои мозги в машины.

Из всех его творений, однако, наиболее захватывающими являются «Вещи старца» из повести Лавкрафта «В горах безумия» (1931). Эта история предлагает тревожную перспективу, которую десятилетиями продолжают играть бесчисленные рассказчики научной фантастики (например, Ридли Скотт в «Прометее»).

Лавкрафт вел тесную переписку с другими писателями, такими как Кларк Эштон Смит, Роберт Э. Ховард (создатель Кимана Конана), Роберт Блох (автор «Психо») и Фрэнк Белкнап Лонг. Эти писатели — и многие другие — продолжат традицию писания Лавкрафта после смерти Лавкрафта, распространяя темы того, что позже будет называться «Мифы Ктулху».

Сегодня мы называем этот жанр космическим ужасом.

Модернистская Научная Фантастика

Примерно в то же самое время литературное движение модернизма охватило литературное сообщество. Модернистские писатели сосредоточились на том, чтобы захватить человеческий опыт эффективным, трогательным образом. Большинство этих авторов, таких как Ф. Скотт Фицджеральд и Эрнест Хемингуэй, сосредоточились на минимальном языке и социальной изоляции.

Многие писатели-фантасты 1930-х годов оказались под влиянием притока планетарных романсов и модернистских произведений, а также к середине 30-х годов космического ужаса. Эти три основных влияния привели бы к изменению жанра научной фантастики, начиная с 30-х и 40-х годов, — изменения, ощущаемые как в кино, так и в кинотеатрах.

Но история научной фантастики не могла продолжаться, если бы не Джон У. Кэмпбелл, который в конце 1930-х стал главным редактором целлюлозного журнала Astounding Science Fiction. Кэмпбелл относился к научной фантастике очень серьезно и публиковал только высококачественные работы, в которых исследовались последствия науки в более современной перспективе, в которой речь шла не только о приключениях, но и о психологии человека.

Многочисленные новые писатели-фантасты начали писать короткие художественные произведения, что привело к буму научной фантастики в 1940-х годах. Кэмпбелл опубликовал ранние работы многих великих писателей, одним из которых был Исаак Азимов.

Исаак Азимов имел долгую и удивительную карьеру в научной фантастике на протяжении многих десятилетий. Обобщение его достижений в небольшом отрывке — плохая услуга для великого писателя. Азимов был писателем, которому надоели тропы и штампы научной фантастики. Последовательно — во всей своей работе — он пытался подорвать или изменить ожидания в жанре.

Автоматы и роботы стали почти противником научной фантастики, поэтому Азимов, уставший от того же самого, решил написать серию коротких рассказов, в которых роботы по самой своей программе не могли убивать людей. В этих историях он представил читателям «Три закона робототехники», простую программу, предотвращающую убийство людей роботами.

-Робот не может причинять вред человеку или, в результате бездействия, позволять человеку причинять вред.
-Робот должен подчиняться приказам, данным ему людьми, за исключением случаев, когда такие приказы противоречат Первому Закону.
-Робот должен защищать свое существование, пока такая защита не противоречит Первому или Второму Закону.

Эти простые законы делают идею «робота-убийцы» невозможной и, таким образом, заставляют Азимова мыслить нестандартно.

И да, еще одна веха в истории научной фантастики повлияла на Джорджа Лукаса при создании «Звездных войн».

Азимова часто объединяют вместе с Робертом Хайнлайном и Артуром Кларком в роли авторов «Большой тройки» научной фантастики. С 50-х до конца 20-го века эти трое были самыми влиятельными, неизменно великими писателями-фантастами всех времен. Даже после своей смерти в 1992 году Азимов остается одним из самых любимых писателей жанра научной фантастики.

Но поскольку такие писатели-фантасты, как Азимов, изображали видения будущего, в которых наука могла бы решить все проблемы, точно так же, как многие писатели изображали менее оптимистичные видения будущего. Хотя, в отличие от Лавкрафта, этим писателям не нужно было смотреть на звезды, чтобы увидеть катастрофу на горизонте.

Олдос Хаксли написал «Храбрый новый мир» в 1931 году. Многие считают эту книгу первым великим антиутопическим романом. В то время как Х. Г. Уэллс представлял умирающий мир в «Машине времени», Хаксли посетил не умирающий мир, а скорее механизированную цивилизацию.

В «Прекрасном новом мире» Хаксли представляет будущее, в котором человечество стало автоматизированным, превратив людей в винтики машины, чтобы продвинуть общество вперед. Он основал эту модель цивилизации на заводских конвейерах компаний Г.Форда.

На протяжении всей истории научной фантастики существует одна константа: очень немногие научно-фантастические произведения серьезно воспринимаются литературной элитой.
Но поскольку литературная фантастика стала мега популярной, кинематограф выдвинул совершенно другую точку зрения на научную фантастику.

Век фантастического кино

По какой-то причине научно-фантастическое кино 1950-х годов приняло совсем другой оборот. В то время как литературная фантастика использовала модернистский подход, научно-фантастические фильмы основывались на паранойе времен холодной войны и страхе перед атомной бомбой в сочетании с дозой космического ужаса. Неизменно, подавляющее большинство научно-фантастического кино появлялись в двух формах: инопланетные вторжения и гигантские монстры. Обычно ядерное оружие было как-то связано с тем или иным.

Во многих из этих фильмов были показаны спецэффекты Рэя Гаррихаузена, ученика Уиллиса О’Брайена (волшебника спецэффектов Кинг-Конга и Затерянного мира). «Хищные монстры» Хайхаузена, появляющиеся в таких фильмах, как «Чудовище из 20000 саженей» (1953), «Из глубины моря» (1955) и «Земля против летающих тарелок» (1956), распространяют иконографию в научно-фантастическом кино 1950-х годов.

Однако большинство научно-фантастических произведений этой эпохи были не очень хорошими. Чтобы выделиться в истории научной фантастики, научно-фантастическим фильмам либо требовались самые современные спецэффекты, либо предлагался интеллектуальный социальный комментарий.

Во «Вторжении похитителей тел» (1956) были представлены космические капсулы, которые заменяли спящих людей одинаковыми дубликатами, которые работали на одну коварную цель. Фильм — очень четкая сатира о паранойе холодной войны — о том, что все люди потеряют свою индивидуальность в мире, управляемом коммунизмом .

Но, пожалуй, самым важным в истории научной фантастики был фильм «Запретная планета» (1956). Запретная планета смело пошла туда, где раньше не было ни одного научно-фантастического фильма. Хотя сам фильм не изменил мир кино, он оказал влияние на молодого человека по имени Джин Родденберри, который взял строительные блоки «Запретной планеты» и поднял их на следующий уровень.

Оцените статью