Stratolaunch Systems — система воздушного старта ракет-носителей среднего класса, способная вывести на околоземную орбиту 6,12 т полезного груза. Раньше это было под силу только ракетам из семейства «Союз» или Delta II. Поднять за облака космическую ракету должен двухфюзеляжный самолёт, в два раза превышающий по размеру «Боинга-747». Самолет, ракета и груз и экипаж на старте будут иметь вес свыше 544 т. Проект Stratolaunch Systems анонсировала 13 декабря 2011 года одноименная молодая компания.
Успех проекта мог бы вызвать сомнение, если бы не знать, кто за ним стоит. Финансирование — соучредитель компании Microsoft, миллиардер Пол Аллен (Paul Allen). Самолёт-разгонщик взял на себя Бёрт Рутан (Burt Rutan), знаменитый конструктор, основатель авиастроительной компании Scaled Composites. Ракетой займется космическая компания SpaceX под руководством миллионера Элона Маск (Elon Musk).
Для того, чтобы перечислить все рекорды и заслуги в аэрокосмической сфере этих людей и возглавляемые ими компаний не хватит одной статьи. И снова они замахнулись на рекордные показатели. Размах крыльев самолёта-разгонщика, например, должен превысить 117 м – больше чем у нынешних рекордсменов — Airbus A380 и «Мрии».
Чтобы поднять такую машину в небо, предполагается установить шесть двигателей от Боинг-747. Строить гиганта собираются в аэрокосмическом порту Мохаве, в ангаре Stratolaunch Systems, возведение которого стартовало в начале этого года.
По утверждению авторов проекта у самолета носителя есть возможность пролететь 2400 км до отстыковки ракеты. Это позволяет выбрать любую удобную точку и азимут пуска.
Воздушный старт имеет массу козырных преимуществ. Ракета может стартовать на территории любой страны или из офшорной зоны, доступны любые орбиты с практически любым наклонением, отработанные ступени смогут падать в открытый океан и многое другое.
Это далеко не первый проект такого плана, но из огромной их массы успешно реализован был только один — Pegasus от Orbital Sciences Corporation. Но эта ракета может поднять на орбиту только 440 кг. Для того, чтобы вывести больше груза недостаточно масштабирования техники, необходимо полное переосмысливание ее компонентов.
Отделение ракеты от самолета должно осуществится на нижнем краю стратосферы (10-11 км), сообщает Spaceflight Now. Вес ракеты-носителя под крылом самолета может доходить до 222 т. Жидкостная ракета станет наследницей SpaceX Falcon 9, ее длина составит 36,6 м, а первая ступень будет иметь небольшие крылья.
Бортовые системы будут вести обратный отсчет времени и дадут сигнал к запуску пяти двигателей первой ступени РН. Еще они будут отслеживать состояние полезной нагрузки.
Как уверяет новая компания Пола Алена, с помощью ракеты комплекса Stratolaunch можно будет выводить на орбиту пилотируемые аппараты, государственные и коммерческие спутники.
Команда Алена говорит о низкой стоимости пусков, хотя точных цифр пока никто не называет, и короткие сроки подготовки к следующему старту, что очень важно. Лейтмотив проекта – превратить запуск на орбиту в повседневную рутину, клиенты не должны тратить время на ожидание своей очереди.
Президентом и директором Stratolaunch Systems стал Гари Венц (Gary Wentz), ветеран NASA с большим опытом в области авиапроектирования и управления полётами в космос, в прошлом главный инженер NASA.
Испытания самолета-разгонщика начнутся в 2015 или 2016 г, затем последуют и первые старты ракеты-носителя.
За данными действиями будет неплохо наблюдать на широком экране, вот как раз приобрел потолочный кронштейн к проектору буду осваивать современные технологии.